Главная В избранное Написать письмо    
Всероссийский Гражданский Конгресс

Главная
О ВГК
Архив конгресса
Новости
Заявления
Статьи
Комиссии
Документы
Нормативные акты
Наши контакты:
Наша кнопка
Всероссийский Гражданский Конгресс
Код кнопки:
Интернет-газета Гарри Каспарова Национальная Ассамблея Российской Федерации Объединенный гражданский фронт Хроники преследований
Документы

Эксклюзив Политическая коррупция в отношениях государства и религиозных объединений как фактор кризиса свободы совести и светского государства в России (на примере федерального избирательного цикла 2007-2008 гг.)

Системный кризис реализации свободы совести и светскости государства

Анализ ситуации 2007 – первой половины 2008 гг. в области свободы убеждений, совести и религии выявил углубление кризиса реализация свободы мировоззренческого выбора, следствием чего являются многочисленные нарушения религиозной свободы и рост ксенофобии, нетерпимости, дискриминации на основе религии или убеждений.
Имеются веские основания говорить о «тихой дискриминации» неверующих и инаковерующих налогоплательщиков, связанной с системными нарушениями принципа светскости государства и расширением незаконной практики государственного финансирования избранных властью конфессий. В целом ситуация в различных регионах России отнюдь не однородна, однако наблюдаемая тенденция к ухудшению достаточна очевидна.
В некоторых регионах отсутствие информации и контактов с правозащитными организациями, независимыми журналистами и политиками приводит к иллюзии отсутствия религиозной ксенофобии и дискриминации.
В условиях усиления государственного давления и отсутствия реальных механизмов правовой защиты в регионах России, еще одной тенденцией является нежелание лидеров религиозных организаций предавать огласке факты дискриминационных актов. Одни действуют по принципу «чтобы не стало еще хуже», другие пытаются демонстрировать лояльность власти, намеренно скрывают нарушения и «не выносят сор из избы».
В упомянутом контексте количество ставших известными дискриминационных актов не является безусловным критерием религиозной свободы.
Одним из системообразующих факторов, оказывающих влияние на реализацию свободы совести, соблюдение светскости государства, уровень ксенофобии, нетерпимости и дискриминации является ситуация на уровне науки и образования.
Как и в прошлые годы было отмечено деструктивное влияние государственных и конфессионально ориентированных структур на уровень научных разработок и мероприятий.
Упомянутое влияние осуществляется как непосредственно через подконтрольные власти научно-образовательные структуры, так опосредованно через формирование некоего негласного поля доминирующей конъюнктуры.
В результате, руководствуясь личной заинтересованностью, карьеризмом, протекционизмом и т.п. ученые «добровольно» выбирают сервильный вектор исследований, нередко ориентированный на наукообразное обоснование антиконституционной религиозной политики.
Деятельность конфессионально ориентированных структур, позиционирующих себя в качестве научных и правозащитных, на самом деле направлена на реализацию корпоративных интересов путем встраивания в доминирующую систему. Некоторые из них, как например ЕАО МАРС, даже пытались цензурировать содержание проводимых «научных» мероприятий. Более того, имеются основания говорить об установлении конфессионального контроля над частью российского религиоведческого сообщества.
На уровне законодательства базовый ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» противоречит Конституции России и международным обязательствам России, поскольку содержит ряд дискриминационных норм.
Однако в ряде регионов действует еще более дискриминационное законодательство, неправомерно ограничивающее конституционные права человека и противоречащее федеральному законодательству. Как правило законодательные инициативы субъектов РФ направлены на его (федерального законодательства) дискриминационную трансформацию. В целом, за редким исключением, законотворческий процесс базируется на неправовых принципах и понятиях и по-прежнему движется в двух основных направлениях: 1) закрепление системы «специальных» государственных льгот и привилегий для «основных» религиозных организаций; 2) закрепление неправомерных ограничений в отношении «неосновных» религиозных организаций (под предлогом регулирования «миссионерской деятельности», борьбы за «духовную безопасность», против «религиозного экстремизма», «сект» и т.п.).
Некоторое влияние на состояние религиозной свободы оказывает доступность судебной защиты, но в целом судебная система России характеризуется низкой эффективностью, зависимостью судов и органов следствия от исполнительной власти. В ряде регионов была отмечена религиозная ксенофобия судов, разработка и инициирование некорректных судебных дел силовиками по отношению к религиозным организациям и их членам.
СМИ оказывают значительное влияние на реализацию свободы совести, уровень ксенофобии, нетерпимости и дискриминации. Именно усилиями государственных ТВ-каналов в общественном сознании прочно укоренился негативный социальный ярлык «секта» и ряд исламофобских стереотипов. Крайне опасной представляется наметившаяся тенденция травли немногих независимых СМИ. Среди факторов, оказывающих влияние на ситуацию в области свободы совести колоссальную роль играет религиозная политика федеральной и региональных властей, реализуемая посредством коррумпированных отношений государства с религиозными объединениями.
Здесь следует заметить, что очень многое зависит от позиции влиятельных религиозных лидеров и организаций. Если бы не их конформизм, устремленность к государственной кормушке и принятие коррумпированных правил игры, навязываемых властью, то дискриминационная религиозная политика вряд ли была бы возможна. По крайней мере, в ее современных уродливых формах. Не смотря на то, что в светском (мировоззренчески нейтральном) государстве не должно быть религиозной политики, в реальности она есть. В основе упомянутой политики дискриминационный принцип селекции религиозных организаций на «традиционные»-«нетрадиционные»-«секты».
В некоторых регионах политической селекции подвергается ислам, который разделяется на «традиционный»-«нетрадиционный»-«ваххабизм».
Непродуманная и опасная политика конфессиональных предпочтений федерального центра является основной причиной поддержки сепаратистов, рядящихся в «религиозные одежды», в «неправославных» регионах значительной частью населения. Все это чревато не только затяжными вооруженными конфликтами, всплеском терроризма, но и сопряженным с насилием распадом федеративной системы РФ.
Вызывают опасения политика вмешательства власти в дела ислама и набирающая обороты борьба с «исламским терроризмом». Глубинная причина напряженности между государственной властью и исламом кроется в преступной религиозной политике, в результате которой мусульмане ощущают себя дискриминированными, а то и вовсе чужими в России. Попытки манипулировать исламскими лидерами лишь вносят раскол в мусульманскую среду и способствуют усилению позиций ее радикальной части.
Нежелание привести государственную политику в соответствие с Конституцией РФ и силовое рефлексирование власти влечет массовые нарушения прав человека и лишь усугубляет ситуацию. Так называемым «традиционным» религиозным организациям, среди которых власть особо выделяет РПЦ МП, полагаются бюджетное финансирование, «специальные» льготы, недвижимость, услуги государственных СМИ и даже силовых структур государства, а также иные неправомерные привилегии.
Довольно широко распространена практика «принудительно-добровольного» сбора средств на строительство культовых сооружений и иные конфессиональные нужды. Жертвами государственных поборов становятся не только бизнесмены, но и «бюджетники» (учителя, врачи).
Остальные религиозные организации рискуют подвергнуться неправомерным ограничениям, если не религиозным преследованиям.
В результате в России имеют место воспроизводимая «с самого верха» противоречащая Конституции России клерикальная идеологизация органов власти и государственного управления, силовых структур, государственной и муниципальной системы образования.
Речь идет о системных нарушениях и подрыве основополагающих принципов в области прав человека и основ конституционного строя, за которые персональную ответственность несет гарант Конституции – Президент России.
Перманентное укрепление вероисповедного сегмента «вертикали власти», за редким исключением, практически не оставляет выбора властям в субъектах России. Сегодня они все более ограничены в проведении политики отличной от федеральной, что способствует выравниванию (увы, в сторону ухудшения) ситуации в различных регионах РФ.

Политическая коррупция в ГКО.

Приближение думских выборов 2007 года оказало крайне негативное влияние на ситуацию в сфере свободы совести. Как и в прошлый избирательный цикл политики пытались использовать авторитет «традиционных» религиозных организаций. Некоторые из них пытались заработать дополнительные голоса выступая с ксенофобской риторикой в адрес религиозных меньшинств и обещая бороться с «сектами».
Однако основные причины кризиса реализации свободы совести, роста нетерпимости, дискриминации и насилия на их почве исходят от президентской «партии власти». В указанном контексте системообразующим фактором коррупции в отношениях государства с религиозными объединениями является коррупция политическая электоральная.
Исследования ИСС показали, что на результаты выборов оказывает влияние не абстрактный «религиозный фактор», но фактор отношений государства с религиозными объединениями. Соответственно на избирателя воздействует не только и не столько риторика или состав избирательного блока (партии), а передача некоего сакрального авторитета, сопряженная со злоупотреблениями служебным положением в области отношений государства с религиозными объединениями.
Это особая (имеющая специфические особенности) форма административного ресурса, использование которого оказало значительное влияние на результаты выборов и формирование безальтернативной политической системы в России. По мнению ИСС это влияние на порядок выше, чем злоупотребление традиционными видами административного ресурса.
Именно в этих прагматических целях власть, с одной стороны, использует авторитет РПЦ и некоторых иных религиозных организаций, а с другой, «подкачивает» его, используя государственный ресурс, в том числе СМИ.
Современные тенденции в отношениях государства с религиозными объединениями направлены на превращение последних в административный ресурс власти, что позволяет в конечном итоге манипулировать индивидуальным и общественным сознанием. Наряду с банальной агитацией за «Единую Россию» в храмах РПЦ, к значительным формам передачи авторитета следует отнести участие властных лиц в широко освещаемых в СМИ церковных мероприятиях, встречах с иерархами, вручение церковных наград и т.п. Например, прошедшие в мае 2007 года торжества были посвящены слиянию РПЦ МП с РПЦЗ. Более того, на них президент Владимир Путин был представлен в качестве ключевой фигуры этого слияния церквей. 19 ноября в Кремле Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил президенту России Владимиру Путину орден Славы и Чести. Высокая награда вручена президенту "за неоценимый вклад в дело укрепления российской государственности и духовно-нравственного возрождения российского общества".
16 ноября президент встретился с иерархами РПЦ, пообещав всяческую поддержку, в т.ч. и доступ к телевидению. «Для нас важны и культурно-просветительские проекты церкви. В этой связи Правительству будет поручено рассмотреть вопрос об оказании религиозным организациям финансовой и иной помощи в подготовке и выпуске соответствующих теле – и радиопрограмм». А 19 ноября в ходе состоявшегося торжественного приема в Кремле по случаю 90-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви президент России Владимир Путин передал Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II (Ридигеру) ковчег с фрагментом Ризы Христовой, который находился в собрании музеев Московского Кремля.
Еще в мае стало известно о создании в прокремлевском движении "Наши" "православного крыла", а во многих регионах участились прямые ксенофобские акции против ряда религиозных организаций, проводимые молодежными политическими организациями, близкими к «партии власти». Обращение партии власти к исламскому фактору стало серьезной особенностью избирательного цикла 2007-2008 гг. В Екатеринбурге «единороссами» велась агитационная работа с мусульманским духовенством во время ифтара (ужина по окончании дня поста). Были зафиксированы случаи агитации за «Единую Россию» в мечетях.
6 ноября 2007 года на сайте IslamRF.ru было опубликовано Обращение Президиума III Всероссийского мусульманского форума о необходимости предоставления В.В. Путину третьего президентского срока.
18 ноября на пленуме Совета муфтиев России (СМР) было принято решение о вхождении Исламского культурного центра А-В. Ниязова, обозначенного как "общественное крыло СМР", в формирующееся движение "За Путина".
Центральное духовное управление мусульман России также заявило о поддержке политического курса, проводимого руководством страны, призвав сограждан проявить активность на парламентских выборах 2 декабря.
Член Президиума движения "Российское исламское наследие", глава Омского казыята Анарбек Жунусов считает, что мусульмане России на предстоящих парламентских выборах должны поддержать президента России Владимира Путина, возглавившего список "Единой России".
Глава Центрального духовного управления мусульман России, член Международного Евразийского Движения Талгат Таджуддин заявил, что «результаты выборов в Госдуму говорят о подавляющей поддержке путинского курса большинством населения. Путин должен остаться в большой политике после 2008 года». Целый ряд религиозных лидеров оказали содействие в явке избирателей на президентские выборы 2 марта 2008 года и поддержали кандидатуру предложенного на пост Президента России Д. Медведева и В. Путина на пост главы правительства. В обмен на политическую поддержку в рамках избирательного цикла 2007-08 гг. власть пошла на новые антиконституционные уступки РПЦ МП и некоторым иным лояльным и "традиционным" религиозным организациям.
Участие государственных служащих в церковных мероприятиях и религиозных лидеров в инаугурации преемника на посту Президента России Дмитрия Медведева стало еще одним из ярких проявлений противоправных отношений государства и религиозных объединений в современной России.
В прямом телеэфире федеральных каналов ночное пасхальное богослужение посетили действующий и избранный президенты РФ Владимир Путин и Дмитрий Медведев с супругами.
Патриарх обратился к ним с речью, в которой поблагодарил за служение Отечеству и пожелал счастья и радости. "Дай Господь вам силы нести ваши великие подвиги для блага России, которые вы несете. Мы благодарны вам, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, за те восемь лет вашего президентства. Вы так много сделали для России", - сказал Алексий II (Ридигер). "Дмитрий Анатольевич, осуществляя нацпроекты, посещал многие регионы и знает, в чем нуждается страна, в чем нуждаются люди. И вам обоим предстоит нелегкий подвиг служения своему Отечеству, служения своему народу", - заявил Патриарх РПЦ МП, почему-то избегая личных обращений к г-ну Медведеву.
Затем В. Путин и Д. Медведев по очереди подошли к святейшему, поблагодарили его за поздравление и трижды поцеловали его. Кроме того, Путин вручил Патриарху в подарок резную икону "Господь Вседержитель".
Телекартинка получилась хорошая. По данным "Gallup Media", трансляции Пасхального богослужения на Первом канале и на телеканале "Россия" смотрели 27,4 % из числа смотревших телевизор в целом по стране. В Москве этот показатель у двух каналов оказался еще выше - 31,1 %. Кроме того, кульминационные моменты общения источника и реципиентов благодати (в формулировках политической науки читай "авторитета-доверия") целый Пасхальный день крутили в новостных программах. Кроме того, Алексий II (Ридигер) 7 мая принял участие в церемонии инаугурации Дмитрия Медведева, после чего совершил в Благовещенском соборе "закрытый" молебен (присутствовали только несколько клириков, Медведев с "первой леди" и телекамеры) и благословение нового президента.
Похоже, что таким образом российская власть попыталась "компенсировать" грубейшие нарушения демократических процедур и вытекающий отсюда дефицит легитимности некой сакральной "санкцией небес". Очевидно, что "сухим остатком" от взаимного участия в публичных ритуалах государства и РПЦ МП является сакрализация некомпетентных, коррумпированных и изрядно зажиревших власть предержащих.
Соответственно, публичные и "правильно" освещаемые идеологически подконтрольными СМИ постановки, в том числе обрядово-литургического характера, являются не чем иным, как актами передачи авторитета высокого уровня. Собственно, это и есть "санкция небес" на существующий порядок вещей в политике и экономике, в том числе на фальсификацию выборов, тотальную коррупцию как принцип "государственного" бытия, антисоциальную политику захватившей власть "корпоративистской" мафии и тотальные нарушения прав человека – на ту же свободу вероисповедания, в частности.
Таким образом, имеющие место в современной России системные нарушения конституционных принципов свободы совести и светскости государства, а также политическая коррупция в отношениях государства и религиозных объединений делают невозможными свободные, честные и легитимные выборы. В качестве некоего побочного продукта выступают фобии, национализм, нетерпимость и дискриминация в обществе.

Что делать?
Предварительный анализ состояния религиозной ксенофобии, нетерпимости и дискриминации в регионах России позволяет определить некоторые стратегические подходы для их преодоления.
Системный характер проблемы предопределяет выбор системного подхода для ее решения. По возможности, воздействовать необходимо на все факторы, определяющие уровень религиозной ксенофобии, нетерпимости и дискриминации: науку и образование, законодательство и законотворчество, правоприменение, государственную политику, СМИ и др.
Это:

  • научно-теоретическая разработка проблематики;
  • совершенствования нормативно-правовой базы законодательства;
  • совершенствование правоприменительной практики;
  • приведение государственной политики в области свободы совести в соответствии с Конституцией России;
  • соблюдение принципов светскости государства, равенства религиозных объединений, идеологического многообразия;
  • прекращение религиозной политики государства;
  • разработка и реализация антикоррупционной стратегии в отношениях государства с религиозными объединениями;
  • прозрачность, публичность, информированность общественности относительно области отношений государства с религиозными объединениями.
  • адекватное освещение проблематики свободы совести СМИ;
  • преодоление доминирования специальных интересов власти и конфессиональной бюрократии;
  • преодоление политизации религии и клерикализации политики;
  • восприятие идеалов свободы совести религиозными конфессиями;
  • восприятие идеалов свободы совести политическими лидерами и партиями;
  • реформирование деятельности государственных правозащитных структур в области защиты свободы совести;
  • устранение тематического пробела в области защиты свободы совести правозащитными НПО;
  • проведение мониторинговых исследований в области свободы совести и области отношений государства с религиозными объединениями, включая долгосрочные тенденции концептуального характера и трансформацию законодательства.
  • системная просветительская работа по вопросам свободы совести в обществе.

    При этом очевидно, что сегодня государство не может эффективно противостоять ксенофобии, нетерпимости и дискриминации именно потому, что власть сама является главным их источником.

    В сложившихся реалиях единственной силой, способной кардинально изменить ситуацию в сфере свободы совести и снизить уровень религиозной ксенофобии, нетерпимости и дискриминации, является российское правозащитное движение и независимые научно-исследовательские организации.
    Именно эти структуры в настоящее время наметили конструктивные подходы к решению упомянутых проблем. Они способны оказать позитивное влияние на факторы, формирующие ситуацию в упомянутых областях.
    Организацию и координацию системной работы гражданских организаций по реализации свободы совести в современной России взяла на себя профильная рабочая группа Комитета Действия ВГК. В настоящее время, наряду с углублением экспертной, просветительской, редакционно-издательской работы в пределах московского «Садового кольца», необходимо расширение упомянутой деятельности в регионах России. В этой связи предлагаю непосредственно на съезде ВГК приступить к формированию региональных тематических групп.

    Бурьянов Сергей, координатор группы по свободе совести Комитета действия ВГК

    Новости региона: Москва

     - Эксклюзив КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА И КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: ЭТО ОДНО ЛИ И ТОЖЕ?

    Публикации раздела: Документы

     - Заявление ООД "За права человека" в поддержку интернет-издания "Портал-Credo.Ru" «Зачистка» «Портала-Credo.Ru»
    24.01.2009 - Эксклюзив Издание "Портал-Credo.ru" заблокировано цензурой
     - Эксклюзив Декларация 5-го съезда Всероссийского Гражданского конгресса
     - Эксклюзив Прекратить дискриминацию неграждан России
     - Эксклюзив Резолюция 5-го Внеочередного съезда ВГК. Результаты работы секции "Нарушение социальных прав граждан"

  • © Всероссийский Гражданский Конгресс 2008. Все права защищены и охраняются законом.
    При полном или частичном использовании материалов, опубликованных на страницах сайта www.vrgkongress.ru, ссылка на источник обязательна.